Елена Киселева
1878–1974
Родилась 15 (27) октября 1878 года в Воронеже. Училась в Воронежской рисовальной школе у Л. Г. Соловьёва, затем окончила с золотой медалью местную Мариинскую гимназию.
Елене очень повезло родиться в известной и прогрессивной семье. Андрей Петрович преподавал математику в Воронежском институте народного образования и на ряде курсов, много лет был членом Городской думы. Его жена, Мария Эдуардовна, помимо воспитания троих детей, занималась благотворительностью, совместно с мужем открыла в собственной усадьбе Отрадное школу для крестьянских детей, которая после революции была превращена в детский дом (одновременно с национализацией усадьбы).
В 1896 году поступила на математический факультет Бестужевских курсов в Петербурге, но в 1898 году оставила курсы и поступила в Императорскую Академию художеств. Причиной смены направления стал перенесенный тиф.
Киселева трижды была в Париже, училась в Академиях Жюлиана и Карьера. У Елены Андреевны была зажиточная семья, отец — известный учёный, математик Андрей Киселёв. Он смог купить для дочери мастерскую в Париже, что многим художникам было не по карману.
С 1900 года Киселёва занималась в мастерской И. Е. Репина, в 1903 году была привлечена им к работе над диорамой «Ассамблея при Петре I» (совместно с Е. М. Малешевской, к 200-летию Петербурга). В этом же году она вышла замуж за Николая Перевертанного-Чёрного. А еще впервые съездила в Париж, где познакомилась с импрессионизмом и другими модными течениями. Один из эскизов, созданный в Париже, она заявила как набросок к диплому. Работу не утвердили, прокомментировав так: «молодая художница, попав за границу, вместо изучения действительно художественных произведений стала подражать крикунам-пачкунам, стремящимся хоть чем-нибудь обратить на себя внимание». Тогда Киселева берет академотпуск и опять уезжает в Париж — «мятежная» академистка поступает в художественную школу художника и графика Эжена Каррьера. Намеренная «бедность» палитры Каррьера в творчестве Киселевой никак не отобразилась: ее работы ярки, художница работает с цветом и светом.
В 1907 Елена Киселева представила картину «Невесты. Троицын день» с беспроигрышным крестьянским сюжетом. За эту работу Академия наградила художницу пенсионерской поездкой (то есть за счет Академии), и Киселева снова отправилась в Париж. Кстати, Елена Андреевна стала первой женщиной-ученицей Академии, кто получил эту награду. В 1908—1910 годах жила в Париже, посещала академию Р. Жюльена; в 1911 году путешествовала по Италии.
Во время поездки Елены ее отношения с мужем изменились. Они остались друзьями и развелись только в 1923 году, когда у Елены уже была другая семья и ребенок. Надо сказать, что о первом муже Елены отзывы были не слишком лестными. Корней Чуковский отзывался о нем: «Когда я познакомился с ним, это оказался лентяй, паразит, ничего не читающий, равнодушный ко всему на свете, — кроме своего автомобиля, ногтей и пробора — живущий на средства своей жены — человек самовлюбленный, неинтересный, тупой, но как будто добродушный». Впрочем, Перевертанный-Чёрный был способен на любовь — к собственным собакам. А у Елены была насыщенная жизнь, полная творческих устремлений.
В 1913-м году она встретила Антона Билимовича, математика, который стал ее следующим мужем. В этом же году в Париже она написала, пожалуй, одну из своих лучших работ – портрет «Маруся». Предполагают, что девушка, ставшая моделью для картины, это сестра русского художника, имя которого осталось неизвестно. В «Марусе» классически правильный академический рисунок соединился с яркой декоративностью, плавными линиями модерна и колористической свободой фовистов. Позже Елена Андреевна писала: «… когда что-нибудь исключительное меня воодушевляло, я снова бралась за кисть, таким образом, получилось несколько хороших портретов, но уступающих «Марусе»».
О ее жизни до 1917 года мало что известно, но в 1920 году она вынуждена эмигрировать вместе с гражданским мужем и ребенком в Сербию.
Участвовала во многих российских выставках, а также в международных в Мюнхене (1909) и Риме (1911). В 1910 году первой из женщин стала членом Общества архитекторов-художников. Неоднократно получала премии конкурса им. А. И. Куинджи.
После Октябрьской революции, в 1917—1920 годах, жила в Одессе. В феврале 1920 года эмигрировала в Королевство СХС, где её новый муж получил работу в Белградском университете. Новая страна и семейная жизнь увлекали Елену. Времени на творчество почти не оставалось. Она поддерживала контакт со своим учителем Ильей Репиным, который писал ей: «А Вы, неужели бросили живопись? Вот не верю. Вы слишком огромный талант, чтобы бросить. Еще обрадуете, надеюсь». На что ответ можно найти в таких строках Елены : «Я согласна, что я была очень одаренная художница в свое время, но это как-то стерлось, заглохло». ««Писать – счастье, наслаждение, а о каком наслаждении можем мы теперь, оплеванные, думать?»
В 1926 году они получили югославское подданство. Семья была обеспеченной, жила в собственном особняке.
Основное место в творчестве Киселёвой принадлежит женскому портрету. Как писала сама художница: «Композиция или пейзаж мне были мало интересны. Я всегда была портретисткой и страстно любила изображать красивых, интересных женщин», «Главное, меня всегда увлекал женский портрет. Когда я встречала красивую женщину, я так и хотела её писать». Ей удалось создать целую плеяду удивительных женских образов. Характерное для Елены Киселевой искреннее увлечение цветом, наслаждение живописью, делают портреты художницы неотразимо притягательными. Своими яркими полотнами Елене Киселёвой удалось запечатлеть живой облик своих современниц, создать правдивое ощущение погружения в атмосферу Серебряного века. Зритель смотрит на женское общество первых двух десятилетий XX века не спустя столетие, а как очевидец событий.
В 1920—1930-е годы Киселёва продолжала изредка писать портреты, городские и сельские пейзажи, а также декоративные панно и иконы. Была участницей выставок в Белграде: Общества русских художников в Королевстве СХС (1928), Большой выставке русского искусства (1930), Русского художественного общества (1933); ретроспективной выставки русской живописи в Праге (1935).
В годы Второй мировой войны (1942) её единственный сын с женой были арестованы и отправлены в немецкий концлагерь. В 1944 году, вскоре после возвращения из лагеря, сын умер. Написав «Портрет сына на смертном одре», Елена Андреевна Киселёва навсегда оставила занятия искусством.
В своих воспоминаниях Елена Киселева писала: «Мой муж был слишком большим ученым, совершенно поглощенным своей наукой и своими работами, он не мог помогать мне в ведении хозяйства и в воспитании сына. Все было на мне. У нас много людей бывало, жили, что называется, „открыто“, но никто не интересовался художницей Киселевой».
В 1970 году Елена Андреевна похоронила своего мужа, Антона Билимовича, и оставшиеся годы провела в одиночестве, дав обет молчания и много времени посвящая цветам и любимому саду. «Портрет сына на смертном одре» — последняя работа Елены Киселевой. Она держала рисунок у себя в комнате; по завещанию художницы, его сожгли после ее кончины, во время кремации. Художница ушла из жизни в возрасте 95 лет.
Возвращению наследия Елены Киселевой, новому открытию ее имени для истории русской живописи во многом способствовала искусствовед из Воронежа Маргарита Ивановна Лунева. При помощи Белградского музея национального искусства в 1967 году Лунева выяснила, что Елена Киселева-Билимович еще жива, и списалась с художницей; их переписка продолжалась до последних дней жизни художницы. Размышляя о своем наследии, Елена Андреевна передала большую часть своих картин городу, в котором она родилась — в Воронежский музей изобразительных искусств. В 1969 году в воронежском музее открылась первая персональная выставка работ Киселёвой. Выставка была приурочена к 90-летию художницы. В письме Киселева писала, что для неё это стало большим подарком.
Маргарита Лунева разыскивает написанные Еленой Киселевой портреты по немногочисленным (и, конечно, не афишируемым в советские годы) частным коллекциям. Пишет статьи, собирает у себя в музее выставку. Встретить такого страстного исследователя — счастье и награда для любого художника.
В настоящее время более 50 полотен Елены Киселевой находятся в областном художественном музее им. И. Н. Крамского. Первая выставка Киселевой под названием «Элегантный век» в Москве состоялась в 2017 в Музее русского импрессионизма.
#пишу_о_художницах
Источники:
https://vk.cc/bY9yTT
https://vk.cc/bY9yUp
https://vk.cc/64BeVZ
https://vk.cc/bY9yVm
https://vk.cc/bY9yWx
https://vk.cc/bY9yWP
https://vk.cc/bY9yXm
